Львов самый большой город западного региона Украины.
Эта весьма своеобразный город: здесь естественно сочетаются самые
различные, иногда противоположные и противоречивые явления и понятия. До
сих пор не известна точная дата рождения города: общепринятой считается
1256 год - первое упоминание о Львове в древней летописи «Руськой», а
именно – «Горел Хелм, аж во Львове видно было» . Город Хелм, теперь на
территории Польши, был в то время столицей Галицко-Волынского княжества
Данила Галицкого.
Это город с замками и без них: львовских замков – Высокого и Низкого – не существует уже несколько столетий.
Это
город с рекой, которую нельзя увидеть: главная львовская река Полтва
уже более ста лет течет под городом, закованная в каменное ложе.
Во
Львове смыкаются границы трех географических зон Украины : Подолья,
Расточья и Волыни, каждая из которых обладает своими характерными
особенностями. Издавна Львов стоял на перекрестке торговых путей между
Западом и Востоком. Со времен основания Львова князем Данилом Галицким в
городе живут вместе люди разных национальных культур и вероисповеданий,
создавая, неповторимую атмосферу города и необычайно обогащаю его
культуру. В 1998 году исторический центр Львова включен в Список
памятников мирового культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Гора
Высокий Замок, возвышаясь над городом, является самой высокой точкой
Львова; её высота достигает 398 метров над уровнем моря, а смотровая
площадка на вершине насыпного кургана Люблинской Унии находится на
высоте 413 метров. Самая низкая точка Львова достигает пометки 245
метров над уровнем моря, а львовское средместье находится на высоте
260 метров.
"Львов - один из красивейших городов Европы, он не похож
ни на один в город мира. Архитектурные памятники Львова, их своеобразная
красота исключительная не только в нашем, но и в мировом искусстве".
Такие слова записал один из основателей русской школы искусствоведения -
Игорь Грабарь, посетив впервые наш город в июне 1955 года, когда Львов
готовился праздновать свое семисотлетие. За свою многовековую историю
старинный украинский город Льва пережил тяжелые времена под чужеземным
господством, эпидемии, пожары, и каждый раз он, словно сказочный Феникс,
воскресал из пепла в своей неповторимой красоте. После падения
советского "железного занавеса" Львов снова возвращается в Европу, и
Европа заново открывает его для себя. Архитектура Львова творилась
веками, и каждая из эпох вносила в его панораму новые своеобразные
краски. Просторный живописный край, простирался по европейскому
водоразделу между Карпатами и верховьями Буга, был когда-то очагом
древнейшей, известной еще со времен неолита, высокой Надбужанский
культуры, а образована на тех землях позже Галицко-Волынская держава
была в Х -XIV веках богатейшей и наиболее заселенной частью тогдашних
земель Украины - Руси. Благодаря своему особому геополитическому
положению на рубежах двух великих просторов мировой культуры -
греко-византийского на Востоке и латинского на Западе -
Галицко-Волынская держава стала будто натуральным мостом для обмена
духовными и материальными достижениями между Центральной и Восточной
Европой. Роль главного очага в развитии тех связей пришлась дальнейшем
на бывшей столице государства, городе Львове.
В период
феодального раздробления и упадка Киевской Руси, Галицко-Волынская земля
была, бесспорно, наиболее активным из политического и культурного
взгляда ячейкой украинский земель, и в связи с тем Галицко-Волынское
государство приобрело значение весомого фактора в тогдашней Европе. Об
этом свидетельствует факт предоставления через папу римского в 1253 году
королевской короны тогдашнему обладателю государства Данилу Галицкому.
Именно за господство Данила и началась мощная волна миграции в
Галицко-Волынскую державу, потащила за собой переселенцев одновременно с
Востока и Запада, которые оседали в городах рядом с местными жителями.
С
востока начали прибывать армяне. После завоевания турками их страны,
они из Азии направились на Крым и оттуда переселялись в города
Галицко-Волынского княжества; в их руках, в основном, оказалась торговля
со странами Востока. С Востока пришли также татары, которые были
ремесленниками, знали кузнечное и ювелирное дело, торговали мелким
товаром. Торговлей трудились и евреи и караимы - жидовская секта,
пришедшая из Крыма.
С Запада начался наплыв немецких купцов и
ремесленников которые заводили себе по княжеских городах отдельные
участки со своим самоуправлением. Так, во времена князя Льва, немцы
имели во Львове своего войта, Бертольда Штегера, и основали здесь первую
римо-католический приход при костеле Марии Снежной.
Распространению
культурных взаимосвязей способствовали оживленные миграционные процессы
в среде талантливых строителей и мастеров живописи. Пришельцы из чужих
стран приносили с собой свои обычаи и художественные традиции, которые,
столкнувшись с устойчивыми местными русскими традициями, способствовали
образованию новых, своеобразных художественных ценностей, и залегли в
основу неповторимого архитектурного облика Львова.
В течение
всего средневековья на территории Галичины встречались с собой, с одной
стороны русско-византийское, с другой - западно-латинское искусство со
своими романскими, а позже и готическими архитектурными формами, и
результаты их взаимодействия плодотворно влияли на местную
художественную культуру, но даже при ее посредничестве проникали в
соседние страны.
Галицкая архитектурная школа сформировалась в
середине XII в. ее мастера, в совершенстве овладев белокаменной кладкой,
часто вели строительство и за пределами своей земли.
Объемно-пространственные решения галицких церковных сооружений
преимущественно повторяют византийские четырехстолбовые
крестовокупольную заложения, но в отдельных приемах, в частности во
внешней резчиков отделке, ощутимы уже воздействия романского стиля,
проникавший с Запада. Хорошо сохранившимся примером этого явления
является церковь св. Пантелеймона в Галиче с конца XII в. Такая
трактовка объемно-пространственных решений и резчиков отделки, в свою
очередь, переместилась отсюда, благодаря династическим связям, далеко на
северо-восток - на территорию Владимиро-Суздальского княжества,
памятники которого с этого периода является гордостью русского искусства
(недавно их был включен в реестр памятников культуры мирового
значения).
С другой стороны, влияния русско-византийского
искусства отчетливо сказались также на художественных формах тогдашнего
сакрального польского искусства. Об этом свидетельствует известие об
интересном памятнике романской резьбы с XII в. во Вроцлаве, обозначенный
сильным влиянием восточного искусства (она даже имеет надпись
кириллицей с именем русской княжны Агафьи.
К тому времени, когда в
центральной Европе XIII-XIV вв. распространяется готическое искусство, в
кругу византийского искусства возникают также новые явления в виде т.
н. Ренессанса Палеологов, влияние которого проникают далеко на запад.
Ячейкой, через который те влияния простирались в западном направлении,
была опять же Галицко-Волынская держава, и ее посредническая роль не
прекращается и после упадка государства, поскольку наиболее ощутимо
влияние русского искусства оказывались на территории Польши еще в XIV и
даже XV веках.
Полихромии русских мастеров украсили кафедральные
соборы в Гнезно и Сандомире, коллегиате в Вислици, бенедиктинский
костел на святом кресте, часовню св. Троицы в Вавельском соборе, костел
св. Троицы на замке в Люблине, Часовню св. Креста на Вавеле и даже
спальню короля Ягайло на Вавельском замку.
Первое известие о
Львове происходит с 1256 года. Хотя сегодня трудно говорить о
планировочной структуре древнерусского Львова, все же можно утверждать,
что его застройка хаотичной не была. Тогдашнее градостроительства
производилось по нормам, заимствованными из византийского
законодательства, закрепленными в так называемых "Кормчих книгах",
известных еще с конца X в. Ими, очевидно, пользовались и в княжеском
Львове.
Как и другие древнерусские города, Львов состоял из двух
частей: укрепленного детинца (замка) и пригорода, либо должность, также
обнесенного валами и частоколом. Детинец располагался на верхнем плато
современной замковой горы; кругом простирались пригорода с главной
торговой площадью. Жилья были исключительно деревянные. Дома, как
свидетельствуют археологические раскопки многих древнерусских городов,
плотно стояли друг возле друга.
О размерах Львова в XIII-XIV вв.
свидетельствует большое число расположенных в его пространстве церквей.
В документах упоминаются храмы Николая, Онуфрия, Пятницы, Воскресение,
Федора, Варвары, Преображение, Введение, Ивана Богослова, латинские
храмы Иоанна Крестителя и Марии Снежной, а также три армянские храмы.
Некоторые из них были каменные, но большинство - деревянные.
Уже
в конце XIII в. к югу от древнейшей части города начинает формироваться
новый район, который впоследствии становится ядром средневекового
Львова. После упадка Галицкого княжества, оказавшись под властью Польши,
бывший укрепленный княжеский город у подножия Замковой горы конце XIV
в. начинает вырождаться и превращается в предместье, которое позднее
получит название Краковского. Постепенно вырос новый город, окруженный
оборонительными стенами около 1 700 г. их венчали зубцы-Мерлони, а с
внутренней стороны был устроен деревянные галереи.
Новый
город, застройка которого основывалась на нормах пунктов (они
предоставлены в 1356 p.- Магдебургское право), получил формы
неправильного четырехугольника, несколько вытянутого в северо-западном
направлении. Центром его стала рыночная площадь с ратушей. Из каждого
угла площади выходило по две улицы. Галицкая и Краковская (до XVI века -
Татарская) были главными, поскольку ими пролегал торговый путь, идущий с
севера на юг через Холм и Галич. Сеть улиц имела регулярную планировку,
плотную застройку и служит хорошо сохранившийся до сих пор образец
средневекового европейского градостроительства. Характерной для своего
времени была также система оборонительных сооружений, окружавших город.
От второй половины XIV в. миграционное движение проходит преимущественно
с западного направления: прибывают немецкие купцы и ремесленники из
прирейнских областей и Саксонии, а поляки - из Силезии. Постепенно
древняя столица княжества, город Львов, становится важным торговым
центром на рубежах Центральной и Восточной Европы, который притягивает
купцов даже из таких далеких стран, как Шотландия и Греция. Оживленным
был также миграционное движение среди мастеров-строителей, что
способствовало обмену опытом и творческими идеями в строительном деле.
В
середине XIV в. львовский мастер Ничко начал строительство латинского
кафедрального собора, продолжал строение вроцлавский мастер Николай
Гансеке, а завершили ее в конце XV в. вроцлавские строители Йоахим Гром и
Анброзий Рабиш. Эта готическая постройка имеет три нефа одинаковой
высоты, что характерно для распространенных в то время в Центральной
Европе храмов зального типа.
Около 1370 г., на средства богатых
армянских купцов Якова из Кафы (Феодосии) и Паноса из Гайсараца - было
завершено строительство первоначальной, основной части Армянского собора
во Львове. Имя зодчего летописцы называют по-разному: раз в итальянский
лад - Доре или Дорки, раз в немецкий - Доринг, а в некоторых документах
приписывают ему армянское происхождение. Но ясно одно: им был мастер,
который хорошо знал особенности и армянского, и древнерусского
строительства.
Возведена в крестовокупольный конструктивной
системе, четырехстолпная тринавная церковь по своим очертаниям и
пропорциями наиболее близка к старинному храму в древнем Одзуни
(Узунлар) на Кавказе. Однако решительно смещение внутренних опорных
столбов в сторону средней апсиды, выступает из объема здания, напоминает
планировочное решение некоторых древнерусских храмов, в частности
восточной части Успенского собора во Владимире-Волынском. На перекрестке
главной навы и трансепта поднимается двенадцатигранный барабан,
перекрытый внутри куполом, а извне завершен палаточной крышей. Уникальна
конструкция купола: в основе его - полые ребра, выложенные из полых
глиняных кувшинов. Армянский собор стал центром общественной жизни
великой армянской колонии во Львове, которая занимала целый квартал
северной части нового города с 1364 г. Здесь долгое время находился очаг
григорианского епископства, которое непосредственно подлежало только
Католикосу в Эчмиадзине - религиозной столице армян всего мира.
В
течение XV-XVI вв. средневековый Львов постепенно превращается в один
из важнейших европейских торговых центров. Панораму тогдашнего Львова
достоверно передает древнейший из известных видов города, изображенный
по рисункам А. Пассаротти на гравюре А. Гогенберг, которая вошла в
изданную в Кельне 1618 книгу "Города мира". О тогдашнем значении города
свидетельствует помещен на гравюре латинская надпись: "Львовская Южной
Руси главный город - самый знаменитый состав восточных товаров".
Товары
из восточных и южных стран прибывали во Львов, а отсюда торговыми
путями через Краков и Вроцлав шли дальше на запад - в северную Германию и
Нидерланды. Оживленную торговлю вели также львовские купцы через
Словакию и Венгрию с Венецией и другими городами северной Италии. Теми
же путями путешествовали талантливые мастера-строители, и они принесли с
собой новые творческие идеи в архитектуре и искусстве итальянского и
североевропейского Ренессанса. Городские акты того времени пестрят
именами чужеземных строителей, и большинство из них оседали во Львове
или других городах Галиции, убирали себе местные прозвища и врастали в
среду. Столкновение с местной культурой обогатило их творческое
воображение и способствовало созданию ими своеобразных, отчетливо
отмеченных чертами местных традиций, художественных решений.
Ведущая
роль в духовной жизни Львова XVI-XVII вв. принадлежала двум главным
сообществам города: латинскому, в который входили немцы, поляки и
прибывшие из других западных стран и русскому православному, позже
униатскому, в которую первоначально входили также армяне. Между этими
сообществами в эпоху Ренессанса, а затем и в период барокко, и
развернулось благодатное соперничество во внедрении новых форм в
архитектуре города.
Знаменательно, что первенство в проведении
Ренессанса в монументальную архитектуру Львова принадлежит именно
русскому мещанству. Душой русского мещанства во второй половине XVI в.
было Ставропигийское братство, и его первой заслугой было создание - с
помощью богатого мецената, грека по происхождению Константина Корнятка -
исключительного по своему решением ренессансного ансамбля Успенской
церкви с величественной колокольней и великолепной часовней Трех
Святителей. Итальянский архитектор Павел Римлянин был вынужден уступить
настояниям братства, которое хотя и хотели иметь церковь, построенную по
"новой модой", но вместе с тем требовали от мастера почтить местные
традиции русского храмостроения. На то время в Галичине утвердился тип
деревянной церкви с тремя верхами на продольной оси, и такое решение
повторили в камне Павел Римлянин и его помощник Амвросий Благосклонный,
применив, одновременно, в архитектурной отделке церкви строгие формы
североитальянского Ренессанса. Еще ярче влияние галицкого деревянного
храмостроения сказалось на завершениях часовни Трех Святителей,
сооруженной в 1590 г. местным строителям Андреем Подлесным.
Достойным
ответом латинского мещанства на эти первые ренессансные сооружения в
монументальной архитектуре Львова стало строительство бернардинского
костела, начатое в первых годах XVII в. Сначала здание в строгих формах
североитальянского Ренессанса вели Павел Римлянин и швейцарец по
происхождению Амвросий Благосклонный, а закончил сооружение костела
прибывший из Вроцлава архитектор и резчик Андрей Бемер, и завершение
фасада высоким фронтоном напоминает собой уже образцы североевропейского
Ренессанса.
Ценным примером плодотворного взаимодействия
творческих концепций и местных художественных традиций является часовня
Боимов, усыпальница прибывшей из Венгрии купеческой семьи, сооруженная в
1615 г. вышеупомянутым Андреем Бемер, с участием резчиков Яна Пфистера и
Гануша Шольца. Хотя часовня с ее чрезвычайно богатым скульптурным
декором обозначена в целом чертами северного Ренессанса, все же сама
структура покрытого резьбой фасада отчетливо напоминает характерные
уклады местных церковных иконостасов.
В первые десятилетия XVII
в. в монументальной архитектуре Львова и других городов Галичины все
ощутимей становятся прямые влияния итальянского и среднеевропейского
барокко. Так, прибывший из Италии архитектор Джакомо Бриано повторил на
фасаде костела Иезуитов во Львове структуру фасада костела Иль Джезу в
Риме, построенного Джакомо Виньйола и Джакомо делла Порта, а архитектор
Джованни Баттиста Джизлени в костеле, построенном для монастыря
кармелиток босых, применил композицию фасада по образцу римской церкви
Сайта Сусанна Карло Мадерна. Однако традиционные русские триверхие
завершения и дальше оплодотворяли воображение архитекторов: об этом
свидетельствуют сохранившиеся в венской библиотеке "Альбертина" чертежи
Д. Бриано и не приняты к исполнению варианты фасада Иезуитского костела
для Львова с тремя номинантами на поперечной оси.