Вітаю Вас, Гість! Реєстрація RSS

Львів. Місто-музей.Гід та екскурсії

Четвер, 18.04.2024
Головна » 2012 » Лютий » 27 » Львов самый большой город западного региона Украины.
00:32
Львов самый большой город западного региона Украины.

 Львов самый большой город западного региона Украины.

Эта весьма своеобразный город: здесь естественно сочетаются самые различные, иногда противоположные и противоречивые явления и понятия. До сих пор не известна точная дата рождения города: общепринятой считается 1256 год - первое упоминание о Львове в древней летописи «Руськой», а именно – «Горел Хелм, аж во Львове видно было» . Город Хелм, теперь на территории Польши, был в то время столицей Галицко-Волынского княжества Данила Галицкого.
Это город с замками и без них: львовских замков – Высокого и Низкого – не существует уже несколько столетий.

Это город с рекой, которую нельзя увидеть: главная львовская река Полтва уже более ста лет течет под городом, закованная в каменное ложе.



Во Львове смыкаются границы трех географических зон Украины : Подолья, Расточья и Волыни, каждая из которых обладает своими характерными особенностями. Издавна Львов стоял на перекрестке торговых путей между Западом и Востоком. Со времен основания Львова князем Данилом Галицким в городе живут вместе люди разных национальных культур и вероисповеданий, создавая, неповторимую атмосферу города и необычайно обогащаю его культуру. В 1998 году исторический центр Львова включен в Список памятников мирового культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Гора Высокий Замок, возвышаясь над городом, является самой высокой точкой Львова; её высота достигает 398 метров над уровнем моря, а смотровая площадка на вершине насыпного кургана Люблинской Унии находится на высоте 413 метров. Самая низкая точка Львова достигает пометки 245 метров над уровнем моря, а львовское средместье находится на высоте 260 метров.
"Львов - один из красивейших городов Европы, он не похож ни на один в город мира. Архитектурные памятники Львова, их своеобразная красота исключительная не только в нашем, но и в мировом искусстве". Такие слова записал один из основателей русской школы искусствоведения - Игорь Грабарь, посетив впервые наш город в июне 1955 года, когда Львов готовился праздновать свое семисотлетие. За свою многовековую историю старинный украинский город Льва пережил тяжелые времена под чужеземным господством, эпидемии, пожары, и каждый раз он, словно сказочный Феникс, воскресал из пепла в своей неповторимой красоте. После падения советского "железного занавеса" Львов снова возвращается в Европу, и Европа заново открывает его для себя. Архитектура Львова творилась веками, и каждая из эпох вносила в его панораму новые своеобразные краски. Просторный живописный край, простирался по европейскому водоразделу между Карпатами и верховьями Буга, был когда-то очагом древнейшей, известной еще со времен неолита, высокой Надбужанский культуры, а образована на тех землях позже Галицко-Волынская держава была в Х -XIV веках богатейшей и наиболее заселенной частью тогдашних земель Украины - Руси. Благодаря своему особому геополитическому положению на рубежах двух великих просторов мировой культуры - греко-византийского на Востоке и латинского на Западе - Галицко-Волынская держава стала будто натуральным мостом для обмена духовными и материальными достижениями между Центральной и Восточной Европой. Роль главного очага в развитии тех связей пришлась дальнейшем на бывшей столице государства, городе Львове.

В период феодального раздробления и упадка Киевской Руси, Галицко-Волынская земля была, бесспорно, наиболее активным из политического и культурного взгляда ячейкой украинский земель, и в связи с тем Галицко-Волынское государство приобрело значение весомого фактора в тогдашней Европе. Об этом свидетельствует факт предоставления через папу римского в 1253 году королевской короны тогдашнему обладателю государства Данилу Галицкому. Именно за господство Данила и началась мощная волна миграции в Галицко-Волынскую державу, потащила за собой переселенцев одновременно с Востока и Запада, которые оседали в городах рядом с местными жителями.

С востока начали прибывать армяне. После завоевания турками их страны, они из Азии направились на Крым и оттуда переселялись в города Галицко-Волынского княжества; в их руках, в основном, оказалась торговля со странами Востока. С Востока пришли также татары, которые были ремесленниками, знали кузнечное и ювелирное дело, торговали мелким товаром. Торговлей трудились и евреи и караимы - жидовская секта, пришедшая из Крыма.

С Запада начался наплыв немецких купцов и ремесленников которые заводили себе по княжеских городах отдельные участки со своим самоуправлением. Так, во времена князя Льва, немцы имели во Львове своего войта, Бертольда Штегера, и основали здесь первую римо-католический приход при костеле Марии Снежной.

Распространению культурных взаимосвязей способствовали оживленные миграционные процессы в среде талантливых строителей и мастеров живописи. Пришельцы из чужих стран приносили с собой свои обычаи и художественные традиции, которые, столкнувшись с устойчивыми местными русскими традициями, способствовали образованию новых, своеобразных художественных ценностей, и залегли в основу неповторимого архитектурного облика Львова.


В течение всего средневековья на территории Галичины встречались с собой, с одной стороны русско-византийское, с другой - западно-латинское искусство со своими романскими, а позже и готическими архитектурными формами, и результаты их взаимодействия плодотворно влияли на местную художественную культуру, но даже при ее посредничестве проникали в соседние страны.

Галицкая архитектурная школа сформировалась в середине XII в. ее мастера, в совершенстве овладев белокаменной кладкой, часто вели строительство и за пределами своей земли. Объемно-пространственные решения галицких церковных сооружений преимущественно повторяют византийские четырехстолбовые крестовокупольную заложения, но в отдельных приемах, в частности во внешней резчиков отделке, ощутимы уже воздействия романского стиля, проникавший с Запада. Хорошо сохранившимся примером этого явления является церковь св. Пантелеймона в Галиче с конца XII в. Такая трактовка объемно-пространственных решений и резчиков отделки, в свою очередь, переместилась отсюда, благодаря династическим связям, далеко на северо-восток - на территорию Владимиро-Суздальского княжества, памятники которого с этого периода является гордостью русского искусства (недавно их был включен в реестр памятников культуры мирового значения).

С другой стороны, влияния русско-византийского искусства отчетливо сказались также на художественных формах тогдашнего сакрального польского искусства. Об этом свидетельствует известие об интересном памятнике романской резьбы с XII в. во Вроцлаве, обозначенный сильным влиянием восточного искусства (она даже имеет надпись кириллицей с именем русской княжны Агафьи.

К тому времени, когда в центральной Европе XIII-XIV вв. распространяется готическое искусство, в кругу византийского искусства возникают также новые явления в виде т. н. Ренессанса Палеологов, влияние которого проникают далеко на запад. Ячейкой, через который те влияния простирались в западном направлении, была опять же Галицко-Волынская держава, и ее посредническая роль не прекращается и после упадка государства, поскольку наиболее ощутимо влияние русского искусства оказывались на территории Польши еще в XIV и даже XV веках.

Полихромии русских мастеров украсили кафедральные соборы в Гнезно и Сандомире, коллегиате в Вислици, бенедиктинский костел на святом кресте, часовню св. Троицы в Вавельском соборе, костел св. Троицы на замке в Люблине, Часовню св. Креста на Вавеле и даже спальню короля Ягайло на Вавельском замку.

Первое известие о Львове происходит с 1256 года. Хотя сегодня трудно говорить о планировочной структуре древнерусского Львова, все же можно утверждать, что его застройка хаотичной не была. Тогдашнее градостроительства производилось по нормам, заимствованными из византийского законодательства, закрепленными в так называемых "Кормчих книгах", известных еще с конца X в. Ими, очевидно, пользовались и в княжеском Львове.

Как и другие древнерусские города, Львов состоял из двух частей: укрепленного детинца (замка) и пригорода, либо должность, также обнесенного валами и частоколом. Детинец располагался на верхнем плато современной замковой горы; кругом простирались пригорода с главной торговой площадью. Жилья были исключительно деревянные. Дома, как свидетельствуют археологические раскопки многих древнерусских городов, плотно стояли друг возле друга.

О размерах Львова в XIII-XIV вв. свидетельствует большое число расположенных в его пространстве церквей. В документах упоминаются храмы Николая, Онуфрия, Пятницы, Воскресение, Федора, Варвары, Преображение, Введение, Ивана Богослова, латинские храмы Иоанна Крестителя и Марии Снежной, а также три армянские храмы. Некоторые из них были каменные, но большинство - деревянные.

Уже в конце XIII в. к югу от древнейшей части города начинает формироваться новый район, который впоследствии становится ядром средневекового Львова. После упадка Галицкого княжества, оказавшись под властью Польши, бывший укрепленный княжеский город у подножия Замковой горы конце XIV в. начинает вырождаться и превращается в предместье, которое позднее получит название Краковского. Постепенно вырос новый город, окруженный оборонительными стенами около 1 700 г. их венчали зубцы-Мерлони, а с внутренней стороны был устроен деревянные галереи.


Новый город, застройка которого основывалась на нормах пунктов (они предоставлены в 1356 p.- Магдебургское право), получил формы неправильного четырехугольника, несколько вытянутого в северо-западном направлении. Центром его стала рыночная площадь с ратушей. Из каждого угла площади выходило по две улицы. Галицкая и Краковская (до XVI века - Татарская) были главными, поскольку ими пролегал торговый путь, идущий с севера на юг через Холм и Галич. Сеть улиц имела регулярную планировку, плотную застройку и служит хорошо сохранившийся до сих пор образец средневекового европейского градостроительства. Характерной для своего времени была также система оборонительных сооружений, окружавших город. От второй половины XIV в. миграционное движение проходит преимущественно с западного направления: прибывают немецкие купцы и ремесленники из прирейнских областей и Саксонии, а поляки - из Силезии. Постепенно древняя столица княжества, город Львов, становится важным торговым центром на рубежах Центральной и Восточной Европы, который притягивает купцов даже из таких далеких стран, как Шотландия и Греция. Оживленным был также миграционное движение среди мастеров-строителей, что способствовало обмену опытом и творческими идеями в строительном деле.

В середине XIV в. львовский мастер Ничко начал строительство латинского кафедрального собора, продолжал строение вроцлавский мастер Николай Гансеке, а завершили ее в конце XV в. вроцлавские строители Йоахим Гром и Анброзий Рабиш. Эта готическая постройка имеет три нефа одинаковой высоты, что характерно для распространенных в то время в Центральной Европе храмов зального типа.

Около 1370 г., на средства богатых армянских купцов Якова из Кафы (Феодосии) и Паноса из Гайсараца - было завершено строительство первоначальной, основной части Армянского собора во Львове. Имя зодчего летописцы называют по-разному: раз в итальянский лад - Доре или Дорки, раз в немецкий - Доринг, а в некоторых документах приписывают ему армянское происхождение. Но ясно одно: им был мастер, который хорошо знал особенности и армянского, и древнерусского строительства.

Возведена в крестовокупольный конструктивной системе, четырехстолпная тринавная церковь по своим очертаниям и пропорциями наиболее близка к старинному храму в древнем Одзуни (Узунлар) на Кавказе. Однако решительно смещение внутренних опорных столбов в сторону средней апсиды, выступает из объема здания, напоминает планировочное решение некоторых древнерусских храмов, в частности восточной части Успенского собора во Владимире-Волынском. На перекрестке главной навы и трансепта поднимается двенадцатигранный барабан, перекрытый внутри куполом, а извне завершен палаточной крышей. Уникальна конструкция купола: в основе его - полые ребра, выложенные из полых глиняных кувшинов. Армянский собор стал центром общественной жизни великой армянской колонии во Львове, которая занимала целый квартал северной части нового города с 1364 г. Здесь долгое время находился очаг григорианского епископства, которое непосредственно подлежало только Католикосу в Эчмиадзине - религиозной столице армян всего мира.

В течение XV-XVI вв. средневековый Львов постепенно превращается в один из важнейших европейских торговых центров. Панораму тогдашнего Львова достоверно передает древнейший из известных видов города, изображенный по рисункам А. Пассаротти на гравюре А. Гогенберг, которая вошла в изданную в Кельне 1618 книгу "Города мира". О тогдашнем значении города свидетельствует помещен на гравюре латинская надпись: "Львовская Южной Руси главный город - самый знаменитый состав восточных товаров".

Товары из восточных и южных стран прибывали во Львов, а отсюда торговыми путями через Краков и Вроцлав шли дальше на запад - в северную Германию и Нидерланды. Оживленную торговлю вели также львовские купцы через Словакию и Венгрию с Венецией и другими городами северной Италии. Теми же путями путешествовали талантливые мастера-строители, и они принесли с собой новые творческие идеи в архитектуре и искусстве итальянского и североевропейского Ренессанса. Городские акты того времени пестрят именами чужеземных строителей, и большинство из них оседали во Львове или других городах Галиции, убирали себе местные прозвища и врастали в среду. Столкновение с местной культурой обогатило их творческое воображение и способствовало созданию ими своеобразных, отчетливо отмеченных чертами местных традиций, художественных решений.

Ведущая роль в духовной жизни Львова XVI-XVII вв. принадлежала двум главным сообществам города: латинскому, в который входили немцы, поляки и прибывшие из других западных стран и русскому православному, позже униатскому, в которую первоначально входили также армяне. Между этими сообществами в эпоху Ренессанса, а затем и в период барокко, и развернулось благодатное соперничество во внедрении новых форм в архитектуре города.

Знаменательно, что первенство в проведении Ренессанса в монументальную архитектуру Львова принадлежит именно русскому мещанству. Душой русского мещанства во второй половине XVI в. было Ставропигийское братство, и его первой заслугой было создание - с помощью богатого мецената, грека по происхождению Константина Корнятка - исключительного по своему решением ренессансного ансамбля Успенской церкви с величественной колокольней и великолепной часовней Трех Святителей. Итальянский архитектор Павел Римлянин был вынужден уступить настояниям братства, которое хотя и хотели иметь церковь, построенную по "новой модой", но вместе с тем требовали от мастера почтить местные традиции русского храмостроения. На то время в Галичине утвердился тип деревянной церкви с тремя верхами на продольной оси, и такое решение повторили в камне Павел Римлянин и его помощник Амвросий Благосклонный, применив, одновременно, в архитектурной отделке церкви строгие формы североитальянского Ренессанса. Еще ярче влияние галицкого деревянного храмостроения сказалось на завершениях часовни Трех Святителей, сооруженной в 1590 г. местным строителям Андреем Подлесным.


Достойным ответом латинского мещанства на эти первые ренессансные сооружения в монументальной архитектуре Львова стало строительство бернардинского костела, начатое в первых годах XVII в. Сначала здание в строгих формах североитальянского Ренессанса вели Павел Римлянин и швейцарец по происхождению Амвросий Благосклонный, а закончил сооружение костела прибывший из Вроцлава архитектор и резчик Андрей Бемер, и завершение фасада высоким фронтоном напоминает собой уже образцы североевропейского Ренессанса.


Ценным примером плодотворного взаимодействия творческих концепций и местных художественных традиций является часовня Боимов, усыпальница прибывшей из Венгрии купеческой семьи, сооруженная в 1615 г. вышеупомянутым Андреем Бемер, с участием резчиков Яна Пфистера и Гануша Шольца. Хотя часовня с ее чрезвычайно богатым скульптурным декором обозначена в целом чертами северного Ренессанса, все же сама структура покрытого резьбой фасада отчетливо напоминает характерные уклады местных церковных иконостасов.

В первые десятилетия XVII в. в монументальной архитектуре Львова и других городов Галичины все ощутимей становятся прямые влияния итальянского и среднеевропейского барокко. Так, прибывший из Италии архитектор Джакомо Бриано повторил на фасаде костела Иезуитов во Львове структуру фасада костела Иль Джезу в Риме, построенного Джакомо Виньйола и Джакомо делла Порта, а архитектор Джованни Баттиста Джизлени в костеле, построенном для монастыря кармелиток босых, применил композицию фасада по образцу римской церкви Сайта Сусанна Карло Мадерна. Однако традиционные русские триверхие завершения и дальше оплодотворяли воображение архитекторов: об этом свидетельствуют сохранившиеся в венской библиотеке "Альбертина" чертежи Д. Бриано и не приняты к исполнению варианты фасада Иезуитского костела для Львова с тремя номинантами на поперечной оси.
Переглядів: 3859 | Додав: oleg14ua | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 1
1 Sergdum  
0
<a href=http://zmkshop.ru/uslugi/metalloobrabotka/>калуга металлообработка</a>

Ім`я *:
Email *:
Код *: