Вітаю Вас, Гість! Реєстрація RSS

Львів. Місто-музей.Гід та екскурсії

Субота, 20.04.2024



За господство на польском престоле саксонской династии в первой половине XVIII в. влияния позднего барокко в архитектуре протянулись во Львов с запада преимущественно через Саксонию, а также с пограничного региона Австрии, Швейцарии и Италии. Именно из этого региона прибыл в наш город архитектор Бернард Мердерер, известный здесь как Бернард Меретин, - автор выдающихся сооружений во Львове и других городах Галиции в середине XVIII в.

Наиболее характерным произведением Меретина, с точки зрения сочетания наплилих с запада творческих концепций с местными традициями, является величественный, доминирующий над городом ансамбль греко-католического собора св. Юра во Львове. По своему замыслу ансамбль напоминает решения известных в то время в Центральной Европе мощных Монастырский комплексов Якова Прандтауера в Мельк (Австрия) или Суперга Филиппо Ювара в Турине, однако планирования и пирамидальная композиция объемов самого собора здесь тесно связаны с древними традициями украинской церковной архитектуры. Надо добавить, что по первоначальному проекту Б. Меретина, хранящейся в Национальном музее во Львове, собор св. Юра имел завершаться тремя куполами на продольный оси10.

Одновременно с сооружением ансамбля св. Юра строится во Львове по проекту Яна де Вита барочный костел Доминиканского монастыря, в котором автор почти повторил пространственную композицию основного овального объема построенного Фишером фон Ерляхом костела Карла Боромео в Вене, а такое решение в архитектуре позднего барокко представляет собой конечный этап эволюции распространенных на востоке пьятидильних заделок на основе равнораменным греческого креста.

Обе эти сооружения, как образцы совершенного синтеза барочных архитектурных форм с резчиков и полихромной отделкой, многие исследователи (В. Сичинский, Т. Маньковский, 3. Горнунг) считают вершинными достижениями европейской архитектуры XVIII в. Несмотря на западные влияния, архитектура барокко середины XVIII в. во Львове имеет самобытный и оригинальный характер, особую гармоничности и стилевой цельности, а ее направление к эмоциональной насыщенности форм вызвало бурное развитие знаменитой львовской школы скульптуры, декоративной пластики и монументальной живописи.

В 1772 p., после первого разбора Польши, Галиция вошла в состав Австрийской империи, и это событие чрезвычайно весомо повлияла на дальнейшее развитие края и его духовной культуры. С конца XVIII в. во Львов со всех концов империи прибывают представители новой администрации, чиновники и поощрены новым рынком сбыта купцы и ремесленники. В тогдашнем миграционном движении немалая доля приходилась на творческие профессии, в частности архитекторов, скульпторов и художников. Они приносили с собой новые творческие концепции и настойчиво внедряли их в архитектуру и быт.

Уже с 80-х годов XVIII в. и почти до середины XIX в. в архитектуре Львова, столицы новой австрийской провинции, распространяется влияние виденсього классицизма. С 1777 г. начинают разбирать стены и раскапывать валы, в то время потеряли свою оборонную функцию. Работы эти возглавил архитектор Клеменс Фесингер, который одновременно обработал "план украшения города", т.е. регуляции его застройки. Снос стен позволило разместить на их месте бульвары, скверы и новые улицы, а также вести каменное домостроение в предместьях, которые постепенно сливаются с городом в одну целость.

В начале XIX в. в архитектуре Львова отразились элементы стиля ампир. Много ценного в декоративное убранство домов в том стиле внесли воспитанники Венской Академии художеств, скульпторы Гартман Витвер и Антон Шимзер. На конечной стадии классицизма во Львове среди авторов тогдашних зданий видим преимущественно воспитанников австрийской архитектурной школы: Франца Трешера, Алоиза Вондрашка, Антона Фреха, Иоганна Зальцмана и многих других. Проекты для Львова прорабатывали и такие ведущие венские архитекторы, как Людвиг Пихля, Пьетро Нобиле и Теофил Ганзен.

Но наиболее существенные новые черты в архитектурную панораму старинного города внесли вторая половина XIX и начало XX в. После оказания Галичине в 1867 году широкой внутренней автономии во многом возросла роль Львова как важного административного, торгового и культурного центра тогдашней Австро-Венгерской империи. Ранг столице крупнейшей в Дунайской монархии провинции, занимавшей пространство 78 947 кв. км. и насчитывала по переписи 1910 8025675 человек населення11, обеспечивал Львову немалые государственные инвестиционные средства, а соседние прикарпатские нефтяные месторождения привлекали солидные частные капиталы. Резко возрастало количество населения города и накануне Первой мировой войны она составляла уже более 212 тыс. мешканцив12.

Во второй половине XIX в. строительство во Львове сосредоточивалось прежде вдоль древних дорог, сходились когда в старом городе, образуя радиальную направленность главных магистральных улиц.

Необходимость обеспечить жильем все большую численность населения порождает новое для Львова массовое строительство жилых домов. Однако наибольшее значение придавалось застройке центральной части города, которая постепенно приобретает поистине великомиського европейского характера. Центральные улицы украшают многочисленными монументальными зданиями государственных учреждений, банков, коммерческо-промышленных обществ, гостиниц, культурных и учебных заведений. Упорядочиваются зеленые массивы и совершенствуется коммунальное хозяйство города.

Господствующим стилем в застройке Львова последней трети XIX в. был стиль зрелого венского историзма, хотя заметный след в архитектуре того времени оставили и представители других европейских школ; но на рубеже веков главная роль в формировании тогдашнего архитектурного облика города постепенно переходит в местный творческой среды, образовавшееся на базе созданного здесь в 1877 г. архитектурного факультета Львовской политехнической школы. Архитекторы периода историзма имели основательные знания форм и способов композиции, присущих разным историческим стилям; свободное владение разнообразными архитектурными мотивами и богатой скульптурно-декоративной пластикой открывало, по их мнению, широкие возможности для творческого синтеза всей архитектурного наследия и достижения вершин мастерства.

Различные направления историзма конца XIX в. и первых лет XX в. наиболее отчетливо представляют величественные сооружения Политехнической школы (1877) и бывшей Галицкой сберегательной кассы (1891 p., теперь Музей этнографии и художественного промысла), возведенные одним из основателей львовской архитектурной школы, Юлианом Захариевичем, дом Галицкого сейма (1881р., теперь Львовский государственный университет им. ел. Франко), построенный Ю. Гохбергер, Театр оперы и балета, построенный в 1900 г. по проекту 3. Горголевського и др.


С первых лет XX в. в застройке Львова начинают отчетливо проступать черты архитектурного стиля "нового века" - модерна. В европейской архитектуре модерн имел многочисленные локальные модификации. Сторонники тех течений призвали полностью порвать в архитектурном творчестве со всеми формами и приемами предыдущих исторических стилей и, применяя новые строительные материалы - бетон, железо, стекло, - добиться создания нового оригинального стиля соответствующего новых технических достижений нового века.

'Первая фаза модерна на львовской почве развивается под прямым влиянием венского направления, получившего популярное название "стиля сецессии", и содержится почти до конца первого десятилетия XX в. В основе этого направления лежало стремление к свободному формированию объемов, предпочитая экспрессивным упругим, волнистым линиям и плоскостям Важную роль в богатой декоративной орнаменталистике с абстрактными или стилизованными растительными мотивами играли также интересные сочетания различных фактурных эффектов штукатурки, цветные витражи, оригинальные рисунки железных решеток , керамических вставок и т.д. Среди многих образцов этого направления в жилых и общественных зданиях во Львове, например, можно назвать жилой дом на просп. Шевченко, 6 и дома филармонии и консерватории им. Лысенко.

В следующей фазе модерна, накануне Первой мировой войны, львовские архитекторы в многочисленных высококачественных образцах широко используют и оригинально интерпретируют классицистические и функционалистского тенденции разных европейских архитектурных школ.

В архитектуре Львова начала XX в. особого внимания заслуживают смелые поиски украинского национального стиля, в которых новаторские черты сочетались с традиционными мотивами украинской исторической и народного наследия. Эти поиски связаны прежде всего с именем Ивана Левинского - воспитанника, а впоследствии профессора Львовской политехнической школы. Именно в мастерской И. Левинского, под его руководством и при участии его молодых, талантливых сотрудников - А. Лушпинского, Л. Левинского, Т. О6минського - сформировались характерные черты украинского модерна на львовском поприще. Первой попыткой в ​​этом направлении было строительство дома страхового общества "Днестр" (1905 г., ул.Русская, 20), а дальнейшего развития он приобрел в зданиях бурсы Украинского педагогического общества (теперь корпус лесотехнического института, ул. Ген. Чупринки, 103) , бывшей бурсы общества "Народный дом" (ул. Лысенко, 14) и нескольких других.