Вітаю Вас, Гість! Реєстрація RSS

Львів. Місто-музей.Гід та екскурсії

П`ятниця, 19.04.2024


Ставропигийское братство. Успенский ансамбль.


Улицами стародавнего Львова. Часть 2.

 Львовская ставропигия - братство, национально-религиозная общественная организация православных украинских мещан Львова с 80-х гг 16 в. к 1788 г. Инициаторами основания были купцы и ремесленники Ю.Рогатинець, И.Рогатинець, И.Красовский, Д.Красовский, Л.Малецкий и др. Утвержденный в январе 1586 года, Антиохийским Патриархом Иоакимом IV Доу, устав устанавливал за братством право превосходства над другими братствами и контроль за духовенством, в том числе епископами. Вскоре, братство добилось права ставропигии - неподчиненности местным православным епископам. Впоследствии устав братства стал образцом для ряда православных братств Западной и Правобережной Украины  Борьбу ставропигийского братства против национально-религиозных притеснений поддерживали некоторые православные магнаты ( К.Острожский и др. ).

Борьба с засильем духовенства в общественной и культурной жизни была одним из проявлений реформации в Украине. В течение длительного времени братство возглавляло борьбу украинского населения Галиции против насильственного внедрения Берестейской церковной унии 1596 г., выступало против социально-политического угнетения и национально-религиозных притеснений со стороны польско-шляхетской власти. Имело тесные политические и культурные связи с Молдавией, Россией, южными славянами, Грецией, поддерживало освободительную войну украинского народа 1648-1654 гг. Пыталось создать во Львове городское самоуправление, независимое от власти Польши. Братству принадлежала львовская братская типография, которую дети И.Федорова заложили еврейским торговцам, на его средства содержалась Львовская братская школа. При материальной помощи хозяев Молдавии, царей Московского царства, церковных братств Речи Посполитой, украинской шляхты, построило достопримечательность архитектуры во Львове - Успенскую церковь. 

Значительное внимание оно уделяло развитию украинского изобразительного искусства. Братство организовало во Львове больницу - приют для нетрудоспособных, предоставляло материальную помощь своим неимущим членам. С середины 17-го в. руководство захватили богатые купцы. Систематические грубые насилия со стороны польско-шляхетской власти, а также разорение братства в 1704 году, шведскими захватчиками привели к упадку и уменьшению роли братства в общественно-политической, общественной и культурной жизни Украины-Руси. В 1708 г. под давлением львовского католического епископа, вынуждено было принять унию. Несмотря на это, подавляющее большинство членов братства продолжала выступать против экспансии католицизма, за сохранение и укрепление политических, экономических, культурных и религиозных связей западноукраинских земель с Украиной. В 1788 г. австрийское правительство ликвидировало Львовское ставропигийское братство.

 

Успенский ансамбль.

 Значительную часть суммы пожертвовали молдавский господарь Александр Лопушанин и его жена Роксана. Отсюда происходит еще одно название Успенской церкви - Волошская (Молдавская).Строительными работами руководил архитектор Петр Итальянец из Лугано, имя которого упоминается в городских актах с 1543 года. В 1591 г. Успенское братство заключает сделку с известным львовским архитектором, учеником Петра с Барбоны - Павлом Римлянином. Строительство четвертой, современной церкви финансировали православные львовяне, значительные суммы подарили молдавские хозяева, гетман Войска Запорожского Петр Конашевич-Сагайдачный, член Львовского Успенского братства купец Константин Корнякт. Пожертвования также внесли московские цари Федор Иоанновича, Борис Годунов и даже Дмитрий Самозванец, который пожертвовал 950 золотых. Когда новые стены были составлены до свода, пожар 1616 года, прекратил работы на целых 11 лет. 26 января 1631 Успенскую церковь освятил львовский владыка Иеремия Тисаровський. Среди почетных гостей был Петр Могила - митрополит Киевский и Галицкий.

 Автором проекта Успенской церкви был лучший львовский архитектор Павел Римлянин. Это был итальянец, проживший почти всю свою жизнь во Львове. Позже к строительству присоединился его тесть Войцех Капинос, а через год Амбросий Благосклонный, который закончил строительство церкви. Но честь авторства принадлежит исключительно Павел Римлянин, Капинос и Благосклонный были исполнителями его замыслов. Пропорции и детали церкви не столько выверенные точным математическим расчетом, сколько угаданы творческой интуицией гениального художника. Больше всего поражает простота и целостность замысла. Начиная строительство, Римлянин имел фундаменты и общий план предыдущего храма. Вероятно, главная архитектурная идея - совместить средства и формы древнерусского зодчества и итальянского Ренессанса - принадлежит не архитектору, а Ставропигийского братства, ревниво оберегавшему древние национальные традиции. За первооснову строители Успенской церкви выбрали типичную композицию украинской трех - купольной церкви, очень распространенную в деревянной храмовой архитектуре. На первый взгляд Успенская церковь суровая, возможно даже аскетична. Но это чувство скоро развеивается. Ни один зритель, если только он не лишен чувства прекрасного, не может избежать захвата строгими, монументальными, чистыми и благородными линиями. В этой церкви сосредоточились лучшие черты мировой ренессансной архитектуры. 

 Иконостас Успенской церкви установлен в 1773 г. Его авторы - львовские художники XVIII в. М. Филевич и Ф. Олендзький. Наместные иконы этого иконостаса, принадлежавшие кисти Мартина Яблонского происходят с середины XIX в. Первый иконостас для храма был создан выдающимся художником Федором Сеньковичем для освящения церкви, но к сожалению, он обгорел при пожаре, вызванном молнией 21 мая 1630 года.

 Часть икон погибли безвозвратно, а на реставрацию тех уцелевших, братство в 1637 г. заключило договор с учеником Сеньковича, Николаем Петрахновичем, который не только восстановил поврежденные памятники, но и построил иконостас вверх.

Этот шедевр Федора Сеньковича и Николая Петрахновичем в 1767 г. был продан церкви села Грибовичи, что неподалеку от Львова, где находится и сейчас. В подземных криптах Успенского храма были похоронены выдающиеся деятели Ставропигийского братства Николай и Анастасия Красовская, Константин Корнякт, а также Иван Подкова (впоследствии его прах перевезен в Каневский монастырь).

 К началу 18 века церковь была православной. Затем до 1946 - греко-католической, в 1989 - православной Московского Патриархата. На сегодняшний день - это кафедральный собор УАПЦ.

 Прекрасный ренессансный ансамбль Успенской церкви состоит из трех сооружений:

 1. Колокольни Корнякта (1578).

2. Успенской церкви (1591-1631)

3. Часовни Трех Святителей (1591)

 Башня Корнякта. 

Справа от Успенской церкви высоко поднимается в небо стройная башня - колокольня, известная под названием башня Корнякта. Она не дошла до нас в первозданном виде, который сохранился только на оттиске печати Успенского братства в старинных документах. Тогда башня имела три яруса и завершалась пирамидальной крышей.Башня носит имя своего основателя греческого купца Константина Корнякта (1517-1603), который дал значительные суммы на строительство комплекса Успенской церкви.Архитектором башни стал известный во Львове строитель Петр Барбон, автор каменицы Корнякта на площади Рынок. В ее сооружении, которое длилось с 1572 по 1578 г., принял участие и Павел Римлянин.Башня должна была выполнять несколько функций: колокольни, оборонной башни и наблюдательного пункта. Учитывая это высота башни составляла 66 метров. Стены были сложены из ломаного камня и облицованы тесаным камнем. Незадолго до завершения строительства на башне подвесили отлитый по заказу Константина Корнякта крупнейший в то время в Галичине (диаметром 2 м) звон, названный «Кириллом».

 По поводу этого колокола разгорелся конфликт между братством и его соседями - доминиканцами. Последние в жалобах к королю и городскому магистрату предъявляли братчикам, что их колокола по размерам превышают все существующие в Польском государстве. Осуждение с их стороны вызвали, в конце концов, не только размеры, но и звук, что «мешает слушать проповедь в костеле». Но, несмотря на все невзгоды, «Кирилл» скоро стал выполнять функции главного колокола города, в который звонили во время тревоги, пожаров, стихийных бедствий, на смерть выдающихся лиц, независимо от их вероисповедания.

Пожар 1616-го года уничтоживший часть Львова, нанес ощутимый ущерб Русской улице. После того был возведен еще один, четвертый ярус. Башня получила новое, барочное завершение с высоким фонарем и четырьмя витыми шпилями, что придало ей большей легкости и стройности. Во время религиозных праздников, в частности храмового праздника Успения Богородицы и Петра и Павла, на галерее верхнего яруса башни играла капелла, и выступал хор Ставропигийского братства.В помещениях башни длительное время хранилась библиотека братства, славилась как одна из богатейших в Украине. К сожалению, эта библиотека сгорела при пожаре 1779

На протяжении XVI-XVII вв. башня имела еще одно назначение - она ​​служила тюрьмой Успенского церковного братства. За незначительные проступки, вроде опоздания на сборы братства или непристойное ругательство, братиков закрывали на верхней площадке башни. Такое заключение длилось, как правило, несколько часов, но не более одного дня. Чтобы заключенные не скучали, им поручали на время «отсидки» отливать церковные свечи. Вряд ли еще какой-то город может похвастаться такой гуманной и необременительной тюрьмой. 

Башня Корнякта является одним из символов Львова. Один из средневековых путешественников утверждал: «Церковь захватывающей красоты, к которой достроена на счет благородного господина Константина Корнякта башня каменная значительной высоты - это немалая украшение всего города».


 Часовня Трех Святителей. Во дворе Успенской церкви находится одна из жемчужин львовской архитектуры эпохи Ренессанса - часовня Трех Святителей: Святых Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Привлекает внимание щедро украшенная декором небольшое строение часовни. Гладкие высокие стены разделены тосканскими пилястрами. Вверху фриз украшен круглыми розетами и крылатыми головками ангелов. Стены часовни украшают большие закругленные окна. Благородно резная арка дверей органично сочетается с много украшенным декором фасада. В резном убранстве колонн широко использован присущий украинскому декоративному искусству мотив виноградной лозы. Завершается часовня тремя куполами на многогранных барабанах и фонарях.

Внизу можно увидеть интересное, даже уникальное оформление портала - рельефные профильные изображения мужских голов в нижней части входной арки. Считается, что таким способом оставили о себе память строители часовни. Особого внимания заслуживают и кованые двери, густо украшены объемными розетками. Это - прекрасный образец львовского кузнечного ремесла конца XVI в.

Освящена часовня была в январе 1591 года. Ее основателем стал Константин Корнякт. Заплатив архитектору Андрею Подлесном 140 талеров, он заключил с ним соглашение о строительстве «русской церкви». Часовня выполняла следующие функции вплоть до завершения строительства самого храма.

После пожара 1671 часовню построил на свои средства член братства Алексей Балабан (об этом свидетельствует надпись над порталом). По названию основателя восстановления часовню еще называют Балабановское. В последующие годы внешний вид часовни существенно не менялся. Лишь во время реставрационных работ середины XIX в. в стене часовни было пробито двери, соединившие его с Успенской церковью.

Каждого посетителя поражает убранство интерьера часовни, которая в середине кажется намного больше и выше. В резьбе декора перекликаются мотивы сочных гроздей виноградной лозы и пышного растительного орнамента. В северной части часовни размещены страстные иконы, автором нескольких из них был выдающийся художник Петр Холодный. Лепнина из искусственного мрамора и живописи с имитацией мозаики щедро покрывают стены часовни.

Часовня Трех Святителей органично завершает великолепный ренессансный ансамбль Успенской церкви, который является не только высоким образцом архитектуры Возрождения, но и живым воплощением благородных идеалов и гуманистических устремлений, определявшие всю деятельность Львовского Ставропигийского братства.

Продолжение