00:28 Магдебургское право.История возникновения | |
Самоуправление городов взяло
свое начало еще с времен Киевской Руси. В Полоцке и в Витебске, как в
Киеве и в Новгороде всеми возможностями обладало вече. Оно утверждало
управителей города - «мужей», старшин, тысячников, сотников и остальных
представителей городской администрации. Эти традиции сохранялись и в
14-15 веках, в особенности в восточно-белорусских городах. Находясь в
составе Великого Княжества Литовского, Беларусь осваивала многие
приобретения Запада. На её местности возрос ряд приемлимо европейских
норм правовой и политичной культуры, в частности право организации жизни
города на базе самоуправления. И происходило это не случаем. В
средневековье популяция больших городов Беларуси, в особенности западных
было уже полиэтичным, что само по себе благоприятствовало развитию
культурных отношений меж народами. В 13-14 вв. Тут поселилось много
иноземцев, в особенности германцев. В Полоцке, к примеру, была частная
ганзейская фактория. Много германских купцов и ремесленников поселяются
в Гродно и Бресте. Формируя вольную общину, они управлялись своим,
принесенным с германских земель, правом, знакомым нам как магдебургское. Германское право давало им значимые достоинства по сравнению с другими горожанами. Вече, в особенности в первое время, еще собираются, но дела, обсуждаемые на них, все меньше и меньше касаются волости. Их интересуют практически что только жизнь города. Лишь на востоке державы долго сохраняется старый вече вый обычай. Тут вече собирает на свои сходы не обитателей городов, но и обитателей округи, деревенских фермеров. Тут еще долго сохраняется мещанско-крестьянское самоуправление; старосты, выбранные вечем, собирают дань, распределяют меж всеми жителями волости обязательные работы, ведут все судебные дела. Но и на востоке с течением времени в городах начинают вводиться новейшие порядки и обычаи, базированные на нормах магдебургское право. Право Магдебургское (SACHSISCHAS WEICHBILD либо magdeburger Weibildrecht)-сборник законов, около конца 13 века и образовавшиеся из «Саксонского Зеркало» и магдебургского городского шеффенского права. Особенное городское право возникает в Германии после ознакомления германских императоров, совершавших походы в Италию, с итальянскими городами. Оттонь Великий основал на Одере, Эльбе, Заале саксонские города по обычаю и эталону городов римских. Города традиционно основывались на том месте, где люди съезжались на торги и ярмарки: это место обозначалось особым знаком WEICHBILD (от слова WICH, одного корня с греческим словом, означавшим «дом, укрепленный дом»). поначалу эти города были конкретно подчинены королевской власти. Потом, когда города освободились от нее WEICHBILD стало означать городское право. В большей степени под WEICHBILD предполагается магдебургское право. Древнее магдебургское право шеффенов, совместно с Саксонским Зеркалом, Саксонским вейхбильдом и другими схожими сборниками Прав, послужило основанием гражданского и уголовного законодательства, судоустройства и судопроизводства в средневековой Германии. В прусских владениях германского ордена Магдебургское право шеффенов под именованием хелминского права, служило общим законом страны и сохранило это значение и после падения ордена, до 17 века. Магдебургское право в Польше и Литве. Магдебургское право проникло в Польшу совместно с германскими колонистами. Первой из славянских земель подверглась онемечиванию Силезия; сюда и перешло германское право. Из Силезии в 13 веке оно проникло в земли Великой и Малой Польши. С 1252 года германское право в Краковской земле Бохния, Заторь, Величка, Краков и др. В особенности благоприятным временем для распространения германского права было царствование Казимира Великого. Усиленное внедрение германского права длится и в 14-15 веках. Лет через двести после Казимира Великого все «места и «местечки» в коренной Польше жили по германскому праву (магдебургскому, хелминскому,). Из Польши германское право распространилось на Литву и Русь. В Галиции Магдебургское право в первый раз возникает еще при российских князьях. Данил Романович призывал германцев-колонистов селиться в собственных городах; его внук в 1320 году обещал торнским князьям право свободной торговли в собственных владениях. Ко времени польского господства германское право тут имело характер частной привилегии, данной германским обитателям города. В российское время точно известна лишь одна попытка распространить германское право на целый город: В 1339 году последний голицкий князь, Болеслав-Юрий, пожаловал городу Сансоку преимущество на магдебургское право. С переходом под польское правление практически все галицко-российские города получают от правителей преимущество на Магдебургское право. После первой унии Литвы с Польшей (1386) германское право начинает скоро распространяться и в литовско-российских городах. Польское правительство смотрело на распространение германского права, которое к тому времени сделалось уже обыденным польским, как на средство полонизации, а потому охотно выдавало городам привилегии такового рода. В российских землях распространилось в большей степени Магдебургское право; остальные же разновидности германского права встречались лишь в виде редких исключений.
Магдебургское право распространялось в Польше не методом узаконивания какого-нибудь сборника (его еще не было и в Магдебурге, когда оно возникло в Польше): распространялось и держалось оно методом предания. С появлением Ландрехта и Вейхбильда, двух сборников по Магдебургскому праву, они попадают в Краков-столицу Польши. В Краковской универсальной библиотеке сохранилась рукопись этих сборников на германском языке от 1308 года. При
Казимире Великом Магдебургское право получило официальное признание. В
Вислицком статуте повелитель угрожал отнять привилегии у тех поселений ,
которые будут использовать польское, а не германское право. По вопросу о том, какие из памятников Магдебургского права применялись в российских городах Речи Посполитой, меж ученными существует разногласие. В.Б.Антонович (19в) высказывал мысль, что было взято лишь внешнее устройство городов, руководящими же юридическими нормами в российских городах были местные обычаи.Магдебургское право в городах ставила их в этом плане на один уровень с европейскими. Сразу с
магдебургским правом города получают и право иметь свой собственный
герб. Древние гербы городов - необычайно увлекательное явление.
Существование этого атрибута свидетельствовало о достаточно высоком
экономичном и культурном уровне того либо другого центра.Герб находился
на печати города, чем подчеркивалась его независимость от княжеской либо
королевской власти. В
грамотах польских правителей, которыми даровалось Магдебургское право
отдельным городам, говорилось, что повелитель отменяет «все другие Права
польские, литовские и российские и все другие обычаи, которые были бы
несогласные с Правом германским магдебургским». Город освобождался от
власти воевод, панов, старост, судей и подсудков, наместников и
остальных урядников; горожане не должны были отвечать перед ними в
чем-или и кто бы на них не сослался. В городах устанавливался свой
собственный трибунал. Крупные города с Магдебургским правом, размещенные на принципиальных торговых путях, строили для иностранных купцов гостиные дворы. Обязанности же «вольных» городов были небольшими, практически, они сводились до выплаты пошлин в государственную казну (магистрат распределял его по всем мещанам), в том числе и необыкновенные налоги на военные нужды. Исходя из этого, можно сказать, что мещане городов с Магдебургским правом являлись, в прямом смысле, тоже привилегированной социальной прослойкой населения того времени. Ряд городов и местечек получили не полное Магдебургское право, а лишь некие элементы самоуправления. К примеру, Сураж, Ула, Вялиж и остальные мелкие города имели лишь собственный войтовский трибунал. В админинстративно-правовом плане самоуправление благодаря Магдебургскому праву совсем отделило город от волости. Дав мещанам юридические гарантии частной принадлежности, чёткий экономический стимул, оно создавало благоприятные условия для хозяйственного развития города. Это ускорило развитие общества и формирование социальных слоев. Но таковой исторический путь города проходили не совместно: один начал его в 14 веке, другой в 17 веке. Войтовская власть составляла существеннейшую и важнейшую часть городского управления. Все живущие в городах обязаны были повиноваться войту; ему же принадлежала и судебная власть, хотя он не мог приговаривать без совещания с присяжными. Войт, по мнению неких исследователей, стоял раздельно, ему подчинялся магистрат. Остальные ученые предполагают, что войт входил в магистрат. Органы городского самоуправления являлись также и апелляционной инстанцией на решения суда магистрата. В сравнении с нормами Магдебургского права, войты городов Великого Княжества Литовского имели более широкие возможности. Более широкими были и их источники доходов. В грамоте на магдебургское право Пинску (1581) указывалось, что мещане обязаны из собственной среды избирать войта. Он председательствовал на заседаниях городского управления и выполнял полицейско-дисциплинарные функции. В качестве содержания войт получал долю из суммы денежных штрафов и судебных издержек, солидный земельный надел в городе право содержания мясной лавки на городском рынке и др. Решения войта, принятые без роли рады, числились недействительными. Рада обязана была собираться в ратуше не менее одного раза в недельку, либо столько, сколько для этого требуют дела. Предметом обсуждения на её заседаниях были вопросы, которые касались общих интересов города. Так, к примеру, рада Могилева в 1626 году в противодействие самовольству великокняжеских сборщиков налогов, добивалась права самим собирать налоги и сдавать их в казну. В неких вариантах для обороны прав горожан рада воспринимала свой статут, как это было, к примеру, в Орше в 1621 году. Раде подчинялись ремесленники города, и она определяла наказания для нарушения цехового устройства. Для обороны интересов ремесленников и торговцев рады неких городов запрещают деятельность тех особ, которые не подчинялись городским властям. Особенностью Магдебургского права в городах Великого Княжества Литовского было сохранение роли схода горожан, в особенности в выборе служебных особ. Благодаря
тому ,что государственные должности в Польше, в том числе и войтовство,
могли отчуждаться посредством дара либо купли, многие богатые города
пользовались этим и рано скупили войтовство. Все права таковым образом
переходили к городской общине. В таковых городах, которым это удалось,
на первый план выступает рада. Рада в польских и в литовско-российских
городах не имела такового значения, как в силезких. Она не была строга
разграничена от лавы, то есть коллегии присяжных (лавников). Традиционно
та и другая была под именованием магистрата, причем лаве поручалось
судебная власть, раде - заведование текущими делами и управлением
городом. Рада сначало состояла из бурмистров и коллегии радцев, избираемая войтом из представленных ему общиной кандидатов. Основной обязанностью бурмистра было ведение заседания магистрата в качестве старшины. В его компетенции были также вопросы контроля за деятельностью коммунальных служб, расходы городской казны, наблюдение за публичным порядком и т.Д. Как войт, так и бурмистры, должны были воспринимать решения лишь после согласия всех радцев. Но войт и бурмистры частенько нарушали нормы городского самоуправления. В согласовании с нормами Магдебургского права члены магистрата, войт и бурмистры охранялись от посягательств на их жизнь, честь и достоинство. Уставы городов предугадывали самые суровые наказания за их нарушение. Членами рады могли быть выбраны лишь законнорожденные, зажиточные мещане, которые были «при состоянии» не менее 3-5 лет. Рядовые мещане редко попадали в число «электов» либо «ратманов». Рада заботилась об увеличении публичного добра, смотрела, чтоб не было дороговизны на пищевые продукты. Рада наказывала перекупщиков, если бы они, вопреки распоряжениям рады, начинали продажу ранее определенного срока. Рада так же следила за тем, чтоб меры и весы были в надлежащем состоянии. Она должна была не допускать раздоров в городе, оборонять вдов, сирот, не позволять распространения азартных игр. Постановленное в ратуше, с ведома и позволения старших из поспольства, все горожане должны были исполнять под ужасом наказания. Радцы раз в год должны были отдавать отчет во всех городских суммах перед старшими из поспольства. Когда городское общество приобретало войтовство, всеми выгодами этого воспользовалась рада. К ней переходило право представителя - бурмистров (до этого они назначались из радцев старостою и войтом. Число бурмистров было 4,6 и более; правили они по очереди). В конце концов рада совсем уничтожило выбор бурмистров и установило консульство собственных членов по очереди. Рада установила себе право выбирать собственных сочленов на место выбывающих, а так же лавников (городская община растеряла даже право представлять кандидатов, чем она воспользовалась при войтах). Рада издает городские постановления - вилькеры, которые имели такую же обязательную силу, как и государственные законы. | |
|
Всього коментарів: 6 | |||||||
| |||||||